Тайная жизнь реставраторов
“А что происходит с находками после того, как их достают из земли, но до того, как выставляют в музее? У вас же в лагере всё побитое и грязное, а в витрине — красиво и ухожено.” В той или иной редакции этот довольно популярный вопрос археологи слышат часто. Иногда он звучит на совсем базовом уровне, а временами требует детальных пояснений. Конечно, мы сами не занимаемся реставрацией материала и доведением его до экспозиционного состояния. Для этого есть специально обученные специалисты с руками из плеч. Вот, на самые базовые вопросы о быте реставратора и его нелегкой доле ответит Полина Петрашина, наша замечательная коллега из Национального заповедника “Хортица”:



Для чего вообще нужны на свете реставраторы?
Реставрировать нужно практически каждый экспонат — из металла, дерева, кожи, ткани – из любого материала, а не только керамику. Чаще всего экспонаты попадают к нам в результате археологических экспедиций. После извлечения из грунта при контакте с воздухом или перепаде влажности без должной консервации в них могут начаться необратимые разрушительные процессы. И тогда, к сожалению, предмет, который пролежал в земле тысячи лет, будет безвозвратно утрачен.
Кроме того, если говорить о керамике (особенно лепной), чаще всего она доходит до нас в разбитом виде. Бесформенные кучи черепков не слишком вдохновляют посетителей музея, которые хотят видеть целый горшок – тогда зовут реставраторов. Иногда помогает «криворукость» коллег, которые могут повредить древний горшок еще во время раскопок или во время монтажа выставки.



Можно ли узнать что-то новое во время реставрации?
Во время реставрации керамики часто обнаруживаются неожиданные вещи – от отпечатков пальцев древнего гончара, до следов его кошки, которая случайно пробежалась по изделию, пока оно еще не высохло. Но это частные случаи. Изучая керамику и ее отдельные фрагменты можно практически полностью воссоздать мельчайшие нюансы технологии производства, такие как:
1) состав глиняной массы;
2) способ лепки изделия;
3) метод нанесения орнамента и инструменты, которыми это делалось;
4) температуру обжига.
По следам на поверхности, повреждениям и видам налета – некоторые особенности эксплуатации в быту.


Какие подводные камни в этой работе?
Самое сложное в реставрации керамики– это убрать за собой Хиросиму на рабочем месте после окончания реставрации (шутка, но не совсем). Каждый экспонат уникален. Для двух горшков нельзя использовать одинаковые методы. Так вот, самое сложное – это подобрать правильный подход к реставрации каждого предмета так, чтобы не навредить и не разрушить его (Главное правило реставратора, как и у врача – не навреди). Поэтому нет определенных сроков – каждый случай индивидуален.



Как, собственно, выглядит рабочий процесс?
Чаще всего общая схема реставрации выглядит так: сначала реставратор, получив кучку черепков, полчаса незлым тихим словом вспоминает археологов за то, что плохо помыли фрагменты, или других реставраторов – за то, что криво склеили. Успокоившись, реставратор начинает подбор фрагментов для склеивания (опять начинает нервничать, если не сходятся), пропитывает черепки специальным раствором, чтобы предотвратить разрушения. После склейки необходимо восполнить все потерянные в веках фрагменты горшка гипсом. И тогда реставратор нервничает в очередной раз – так как часто приходится сидеть в одной позе и держать экспонат в руках, пока гипс не высохнет. После гипсовые вставки тонируются краской в тон черепка и покрываются консервантом. Обязательный завершающий ритуал – довольный собой реставратор с чашечкой кофе идет курить…..
Каждый процесс и действие с предметом фотографируется и описывается в реставрационном паспорте.
А на самом деле для реставрации керамики нужны терпение, аккуратность, внимательность, крепкие нервы и вкусный кофе.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

25 ноября 2020
Многосложный пример наскальной живописи украинской степи
Наконец-то в печати появилась новая, крайне интересная публикация о наскальной живописи Каменной Могилы, а конкретно — об изображении то ли рыбы, то ли дракона в одном из её гротов.
Читать полностью
17 ноября 2020
Скифское погребение на Хортице
11 ноября 2020 года закончилась очередная экспедиция, в которой НАШ тоже приняла участие. Это первое неограбленное скифское погребение, найденное на острове за последние 25 лет.
Читать полностью
8 октября 2020
И снова о наскальной живописи. Виртуальная Тулуза
7—11 сентября 2020 года состоялся 10-й конгресс исследователей мирового мезолита. На нём усилиями Новой Археологической Школы была представлена и Украина.
Читать полностью#НАШ
Больше о наших экспедициях в Instagram.
Подписывайтесь, будет интересно! @new_archaeological_school