Многосложный пример наскальной живописи украинской степи

Наконец-то в печати появилась новая, крайне интересная публикация о наскальной живописи Каменной Могилы. Приняла участие в её создании и Новая Археологическая Школа. Вместе с коллегами мы отважно 3Д-моделлировали гроты на этом потрясающем памятнике, долго и сложно писали статью и таки опубликовали её в самом статусном нынче журнале о наскальной живописи — австралийском Rock Art Research. Полностью разместить текст мы не можем — лицензионный разговор и всё такое. Но в открытом доступе есть 3Д модель, по ссылке здесь.

А ещё мы перевели вступление и выводы (ну, хоть шерсти клок, получается).

Метаданные статьи: Radchenko et al. 2020. Radchenko, S., Kotova, N., Nykonenko, D., Dzhos, V., Kiosak, D., Volkov, A. & Tuboltsev, O. A Complex Rock Art Object in Ukrainian Steppe. Rock art research, 37(2): 167—183.

Abstract: A unique rock art site of Kamyana Mohyla in the South-Eastern Ukraine is reach of numerous engravings from different periods. However, interpretation of the most of them requires reshaping in consideration with new recording and interpretation technics. One of such figures was previously considered as mythological dragon originated in the Indo-European texts. Although new research revealed its multilayer structure and proves that it was created and modified during millennia.

Key words: engravings, Ukraine, Kamyana Mohyla, Bronze Age, sandal, Mesolithic.

Несмотря на значительное количество нерешенных загадок и вопросов без ответа, наскальная живопись доисторической Европы предстает относительно изученной, описанной и доступной взгляду среднего европейского археолога. Особенно эта доступность чувствуется в сравнении с наскальной живописью Украины, а тем более её степной части. Количество известных здесь памятников крайне невелико, ещё меньше опубликовано. Едва ли хотя бы один из них можно назвать окончательно изученным и представленным международному сообществу. Не худшим образом сложилась судьба уникального комплекса «Каменная Могила». Останец «Каменная Могила» состоит из нескольких огромных плит песчаника, сформировавшихся около 14 миллионов лет назад на дне Сарматского моря. Он издавна привлекал внимание населения региона, возвышаясь над речной долиной. По мере того, как плиты раскалывались, образовывая гроты и пещеры, памятник заполнялся многочисленными образцами древнего искусства. Процесс разрушения останца под действием естественных факторов интенсивно продолжается и сейчас. Ныне здесь обнаружено 68 разных локаций, датированных в огромном хронологическом диапазоне от верхнего палеолита до современности. С целью сохранения, изучения и популяризации комплекса учрежден историко-археологический заповедник, а исследование изображений на Каменной Могиле началось более ста лет назад. Относительно низкий уровень известности этого памятника связан с отсутствием публикаций за пределами постсоветского пространства — речь идёт о всего одной статье. Между тем, находящиеся здесь изображения иллюстрируют яркие страницы истории жителей украинской степи, среди которых были и Мезолитические охотники-собиратели, и первые представители степного неолита в Украине, и одни из первых индоевропейцев на территории Европы.

Новый виток в изучении памятника, расположенного в Северном Приазовье, связан с исследованием расположенного неподалёку многослойного поселения. В нижних его слоях были обнаружены образцы мобильного искусства. Беглый осмотр состояния изученности и сохранности Каменной Могилы актуализировал вопрос об их исследовании с использованием современных технических и методических приёмов и популяризации комплекса за рубежом. Начало этой работе было положено 3D-моделированием и публикацией изображений из грота Быка, формированием и тестированием необходимых подходов и методов (об этом мы уже писали ранее). Учитывая географические, климатические и экономические условия, в которых находится памятник, важнейшей задачей становится применение цифровых технологий, изучение и сохранение многочисленных объектов этого уникального для территории Европы комплекса.

Одно из наиболее информативных и интересных изображений Каменной Могилы находится в локации № 55, так называемом гроте Дракона, открытом Б. Михайловым на северном склоне холма в 1985 году. Грот расположен под огромным блоком, расположенным между так называемыми «северным» и «северо-западным» гротами. Тут привлекает внимание огромный эллипсоидальный намыв песчаника (длина 0,57 м, ширина в центре 0,35 м, в основании — 0,54 м). На левую его сторону нанесены многочисленные изображения — зигзаги, геометрические рисунки, пересекающиеся линии, чашеобразные углубления, выполненые протиранием и процарапыванием поверхности песчаника более твердым инструментом. Правая сторона пуста, что, скорее всего, связано с труднодоступностью ее поверхности в тесноте песчаниковых плит.

Этот объект неоднократно привлекал внимание отечественных исследователей. Были высказаны разные предположения о его датировании и интерпретации. Первую прорисовку фигуры, занимающей почти всё пространство грота, выполнил открывший её Б. Михайлов. По его мнению, скульптура связана с культом хтонического существа — Вишапа, живущего в пещере священной горы. Однако наши предшественники не могли отобразить объект более-менее точно и подробно, прежде всего, из-за тесноты грота, которая делает невозможной адекватную фотофиксацию. Кроме того, грот практически всегда был заполнен толщей песка, расчистка которого могла повлечь за собой обрушение.

Подробное изучение и долгий путь интерпретации этой необычнейшей фигуры с Каменной Могилы привело к неожиданным выводам. Уникальный комплекс, ранее прочно связываемый с Индоевропейской мифологией, потребовал тщательного и, в буквальном смысле, всестороннего изучения прежде, чем раскрыл свой действительный смысл. Однако результат превзошел все ожидания и позволил относительно чётко датировать оба периода создания великолепной скульптуры.

По-видимому, сакрализация образа рыбы в Мезолите сподвигла обитателей близлежащих поселений оформить массив песчаника и превратить его в сома, покрытого зигзагами и другими геометрическими орнаментами. Именно зигзаги сопровождают те объекты Каменной Могилы, о мезолитическом происхождении которых мы можем говорить с полной уверенностью. Огромный сом, созданный в IX—VII тыс. BC принадлежит к широчайшему кругу предметов искусства мезолита и неолита и пребывает в одном контексте с памятниками of Центральной Европы, Азербайджана и Сибири. Похоже, что этот образ распространился на север и запад континента с территории Центральной Азии.

Тысячелетия спустя скульптура получила новую жизнь усилиями представителей ямной культурно-исторической общности. Оказавшись неподалеку от Каменной Могилы в Раннем Бронзовом веке (3200—2600 BC), они воплотили свои художественные традиции и символические образы, как на всей территории памятника, так и на изображении сома, прибавив туда стопу и ещё несколько зигзагов, сильно отличающихся от символов их предшественников. Возможно, как и люди каменного века, они видели в голове рыбы образ представителя потустороннего мира и дополнили это изображение подходящей семантически пиктограммой.

Стоит ли говорить, что получение этого результата стало возможным только благодаря небывалому стечению обстоятельств? Доступность грота и погодные условия, пересечение отдельных царапин на скульптуре и наличие требуемых методов, объединение мультидисциплинарного подхода и классического археологического исследования и многие другие факторы были обязательными условиями включения уникальной фигуры Вишапа с Каменной Могилы в общеевропейский контекст. Но это — лишь одна из сотен локаций бегло исследованного и только частично опубликованного памятника в украинской степи. Полное и комплексное его исследование и интерпретация ещё ждёт нас впереди.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

25 ноября 2020

Многосложный пример наскальной живописи украинской степи

Наконец-то в печати появилась новая, крайне интересная публикация о наскальной живописи Каменной Могилы, а конкретно — об изображении то ли рыбы, то ли дракона в одном из её гротов.

Читать полностью
17 ноября 2020

Скифское погребение на Хортице

11 ноября 2020 года закончилась очередная экспедиция, в которой НАШ тоже приняла участие. Это первое неограбленное скифское погребение, найденное на острове за последние 25 лет.

Читать полностью
8 октября 2020

И снова о наскальной живописи. Виртуальная Тулуза

7—11 сентября 2020 года состоялся 10-й конгресс исследователей мирового мезолита. На нём усилиями Новой Археологической Школы была представлена и Украина.

Читать полностью

#НАШ

Больше о наших экспедициях в Instagram.
Подписывайтесь, будет интересно! @new_archaeological_school

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *