Никосийская Конвенция
В этом посте будет довольно узкоспециальный материал — Конвенция, которая ожидает ратификации Украиной и должна сильно повлиять на законодательство по вопросам охраны культурного наследия. Она подписана в мае 2017 года на Кипре и терпеливо лежит в предвкушении ратификации. Мы выкладываем любительский перевод 9 из 32 её статей (такой себе Kuraj-Bambey). Профессиональный перевод должен вскоре появиться здесь, его готовил Александр Малышев, много занимающийся юридической стороной охраны культурного наследия в Украине.
Если в двух словах — пока, Violity. Уголовная ответственность предполагается за покупку, продажу, размещение на рынке, ввоз, вывоз и так далее. За всё, в общем, полагается. Учитывая, что деньги с продажи культурного наследия идут на оружие для террористов (согласно убеждениям Совета Европы), звучит логично.
Мы тут, в Новой Археологической Школе, против чёрной археологии всеми руками и ногами. Однако я не очень понимаю, с кого начинать посадку виновных, если у нас на каждом втором бигборде висит лицо владельца коллекции “ПлаТар”. Надеюсь, что строгость законов не будет смягчаться необязательностью их исполнения, как иногда (очень-очень редко) бывает в нашей бурлящей жизни.
Ах, да, текст оригинала можно почитать здесь.
Конвенция Совета Европы о преступлениях, связанных с культурным наследием
Никосия, 19 мая 2017
Преамбула
Страны — члены Совета Европы и другие подписавшие эту конвенцию, принимая во внимание, что цель Совета Европы — достичь большего единства среди его членов;
с уверенностью, что разнообразное культурное достояние, принадлежащее людям, составляет важное свидетельство культуры и идентичности людей и образовывает их культурное наследие;
с обеспокоенностью ростом количества преступлений, связанных с культурным наследием и тем, что такие преступления всё чаще приводят к уничтожению культурного наследия;
учитывая, что незаконно найденное и нелегально экспортированное или импортированное культурное достояние всё активнее распродается множеством разных способов, включая антикварные магазины, аукционы и интернет;
понимая, что организованная преступность вовлечена в торговлю культурными ценностями;
будучи озабоченными тем, что террористические группировки участвуют в умышленном уничтожении культурного наследия и использовании незаконной торговли культурным наследием в качестве средства финансирования;
понимая, что цели этой конвенции — защита культурного наследия превентивными методами и борьба против незаконных деяний, связанных с культурным наследием;
приняли соглашение относительно изложенного ниже:
Часть I. Цели, сфера действия, использование терминов
Статья 1. Цели Конвенции
1. Целями этой конвенции являются:
а) предотвращение и борьба с разрушением, повреждением и незаконным перемещением культурного наследия путем криминализации ряда действий;
б) усиление уголовного преследования и уголовной ответственности за все преступления, связанные с культурным наследием;
в) развитие национального и межнационального сотрудничества в борьбе с уголовными преступлениями против культурного наследия;
и таким образом, защита культурного наследия.
2. В целях обеспечения эффективного осуществления сторонами этих положений, Конвенция устанавливает нижеследующий механизм.
Статья 2. Область действия и термины
1. Эта Конвенция применяется для предотвращения, расследования и судебного преследования уголовных преступлений, упомянутых в этой Конвенции и связанных и движимым и недвижимым культурным наследием.
2. В контексте этой Конвенции, термин “культурное наследие” означает:
a) в отношении движимого имущества: любой объект, расположенный на земле или под водой, или извлечённый оттуда, который по религиозным либо светским причинам классифицирован, определен или специально указан любой частью этой Конвенции или Конвенции ЮНЕСКО 1970 года о запрете и предотвращении незаконного импорта, экспорта или передачи прав владения культурной собственностью как имеющий значение для археологии, доистории, этнологии, истории, литературы, искусствоведения, принадлежащий к следующим категориям:
— редкие коллекции или экземпляры фауны, флоры, минералов и анатомических объектов, а также объектов палеонтологического интереса;
— объекты, связанные с историей, включая историю науки, технологии, военную и социальную историю, жизнь национальных лидеров, мыслителей, учёных, деятелей искусства и событий национальной важности;
— продукты археологических исследований, как легальных, так и незаконных или результаты археологических открытий;
— элементы памятников истории, искусства или археологических памятников, отделённые от целого;
— объекты возрастом более ста лет, например, надписи, монеты и печати;
— объекты, представляющие этнологический интерес;
— достояния искусства, такие как:
— картины, изображения и рисунки, на любой подложке и из любого материала (кроме промышленных образцов и готовых изделий, украшенных вручную),
— оригинальные работы скульптурного искусства и скульптуры из любого материала,
— оригинальные гравюры и литографии,
— оригинальные художественные коллажи в любом материале;
— редкие рукописи и первопрессы, старые книги, документы и публикации, представляющие особый интерес отдельно или в коллекциях;
— почтовые, гербовые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях;
— архивы, в том числе звуковые, фотографические и кинематографические;
— экземпляры более чем столетней мебели и старых музыкальных инструментов;
б) в отношении недвижимого имущества, любой монумент, группа зданий, памятник или любая другая структура, расположенная на земле или под водой, которая, по религиозным или светским причинам, определена или отдельно указана любой частью этой Конвенции или Конвенции ЮНЕСКО 1970 года как имеющая значение для археологии, доистории, этнологии, истории, искусствоведения или упомянута в соответствии со Статьей 1 или Статьей 11 (параграфы 2 или 4) Конвенции ЮНЕСКО 1972 года по вопросам защиты мирового культурного и природного наследия.
Часть II. Материальное уголовное право
Статья 3. Воровство и другие формы незаконного присвоения
Каждая сторона должна гарантировать, что определение кражи или любой другой формы незаконного присвоения применяется к движимому культурному достоянию по её национальному уголовному праву.
Статья 4. Незаконные раскопки и извлечение
1. Каждая сторона должна гарантировать, что нижеследующие действия составляют уголовное правонарушение в связи с национальным правом, если совершены намеренно:
а) раскопки на земле или под водой с целью поиска и извлечения объектов культурного достояния без получения всех документов, требуемых по законам страны, где ведутся работы;
б) извлечение и присвоение движимых объектов культурного достояния, раскопанного без получения документов, требуемых нормативно-правовыми актами страны, где велись работы;
в) незаконное удержание движимого культурного достояния, раскопанного со всеми документами, требуемыми законами страны, где велись раскопки.
2. Любое государство может в момент подписания или ратификации, принятия, одобрения или присоединения с помощью декларации на имя Генерального секретаря Совета Европы заявить, что оно оставляет за собой право предусмотреть неуголовные санкции вместо уголовных за действия, описанные в пункте 1 данной статьи.
Статья 5. Нелегальный ввоз
1. Каждая сторона должна гарантировать, что совершённый намеренно импорт движимого культурного достояния, ввоз которого запрещён в соответствии с его внутренним законодательством на основании того, что оно:
а) украдено в другом государстве;
б) раскопано или извлечено при обстоятельствах, описанных в Статье 4 этой Конвенции;
в) экспортировано с нарушением законодательства государства, которое классифицировало, определило или специально указало его как культурное достояние в соответствии со Статьей 2 этой Конвенции,
составляет уголовное правонарушение по его национальному законодательству, если нарушитель знал, что культурное достояние было украдено, раскопано или экспортировано с нарушением законодательства другого государства.
2. Любое государство может в момент подписания или ратификации, принятия, одобрения или присоединения с помощью декларации на имя Генерального секретаря Совета Европы заявить, что оно оставляет за собой право предусмотреть неуголовные санкции вместо уголовных за действия, описанные в пункте 1 данной статьи.
Статья 6. Нелегальный экспорт
1. Каждая сторона должна гарантировать, что экспорт движимого культурного достояния, если экспорт запрещён или осуществляется без разрешения в соответствии с её внутренним законодательством, составляет уголовное правонарушение её национального законодательства, если совершен намеренно.
2. Каждая сторона должна гарантировать принятие необходимых мер для того, чтобы применять п. 1 этой Статьи также в случае незаконного импорта движимого культурного достояния.
Статья 7. Приобретение
1. Каждая сторона должна гарантировать, что приобретение движимого культурного достояния, которое было украдено (согласно определению Статьи 3 этой Конвенции) или было раскопано, импортировано или экспортировано при обстоятельствах, описанных в Статьях 4, 5, 6 этой Конвенции, составляет уголовное правонарушение по её национальному законодательству, если приобретающий знает о его незаконном происхождении.
2. Каждая сторона должна принять необходимые меры для того, чтобы деяние, описанное в п. 1 этой статьи, составляло уголовное правонарушение также в случаях, когда приобретающий мог бы знать о незаконном происхождении культурного достояния, если бы проявил щепетильность, необходимую в случае приобретения объектов культурного достояния.
Статья 8. Размещение на рынке
1. Каждая сторона должна гарантировать, что размещение на рынке движимого культурного достояния украденного (согласно определению Статьи 3 этой Конвенции), раскопанного, импортированного или экспортированного при обстоятельствах, описанных в Статьях 4, 5, 6 этой Конвенции, составляет уголовное правонарушение по её национальному законодательству, если разместитель знает о незаконном происхождении объекта культурного достояния.
2. Каждая сторона должна принять необходимые меры для того, чтобы деяние, описанное в п. 1 этой статьи, составляло уголовное правонарушение также в случаях, когда разместитель мог бы знать о незаконном происхождении культурного достояния, если бы проявил щепетильность, требуемую в случае размещения объектов культурного достояния на рынке.
Статья 10. Разрушение и повреждение
Каждая сторона должна гарантировать, что нижеследующие действия составляют уголовное правонарушение по её национальному законодательству, если совершены намеренно:
а) незаконное разрушение или повреждение движимого или недвижимого культурного достояния независимо от прав собственности объекта достояния;
б) незаконное перемещение целиком или части, либо любого элемента движимого или недвижимого объекта культурного достояния в целях импорта, экспорта или размещения на рынке этих элементов с обстоятельствами, описанными в Статьях 5, 6 и 8 этой Конвенции.
2. Любое государство может в момент подписания или ратификации, принятия, одобрения или присоединения с помощью декларации на имя Генерального секретаря Совета Европы заявить, что оно оставляет за собой право не следовать п. 1 этой статьи либо следовать лишь в отдельных случаях или при особых условиях, когда объекты культурного достояния были повреждены или уничтожены владельцем культурного достояния или с его согласия.
Статья 14. Меры и санкции
1. Каждая сторона должна гарантировать, что уголовные правонарушения, описанные в этой Конвенции, совершенные физическими лицами, наказуемы эффективными, соразмерными и сдерживающими санкциями, учитывающими серьезность правонарушения. Эти санкции должны включать, кроме правонарушений, описанных в Статьях 4.1а, 5.1.б, 5.1.в этой Конвенции, санкции, предполагающие лишение свободы, которые могут привести к экстрадиции.
2. Каждая сторона должна гарантировать, что юридические лица, несущие ответственность в соответствии со Статьей 13 этой конвенции подлежат эффективным, соразмерным и сдерживающим санкциям, которые включают уголовные или неуголовные финансовые санкции и могут включать другие меры, такие как:
а) временный или постоянный запрет на ведение коммерческой деятельности;
б) лишение прав на общественные льготы или помощь;
в) помещение под судебный контроль;
г) судебное решение о ликвидации.
3. Каждая сторона обязана принять необходимые законодательные и другие меры для легализации конфискации согласно своему национальному законодательству:
а) оборудования, использованного для совершения уголовных правонарушений, описанных в этой Конвенции;
б) доходов, полученных от таких правонарушений или собственности, стоимость которой соразмерна с этими доходами.
4. Каждая сторона обязана, если культурное достояние было конфисковано во время уголовного расследования, но больше не требуется в целях расследования, применять своё уголовно-процессуальное законодательство, другое национальное законодательство или соответствующие международные соглашения, для принятия решения о передаче этого достояния государству, которое определяет, классифицирует или указывает данный объект как культурное достояние в соответствии со Статьей 2 этой Конвенции.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ
25 ноября 2020
Многосложный пример наскальной живописи украинской степи
Наконец-то в печати появилась новая, крайне интересная публикация о наскальной живописи Каменной Могилы, а конкретно — об изображении то ли рыбы, то ли дракона в одном из её гротов.
Читать полностью17 ноября 2020
Скифское погребение на Хортице
11 ноября 2020 года закончилась очередная экспедиция, в которой НАШ тоже приняла участие. Это первое неограбленное скифское погребение, найденное на острове за последние 25 лет.
Читать полностью8 октября 2020
И снова о наскальной живописи. Виртуальная Тулуза
7—11 сентября 2020 года состоялся 10-й конгресс исследователей мирового мезолита. На нём усилиями Новой Археологической Школы была представлена и Украина.
Читать полностью#НАШ
Больше о наших экспедициях в Instagram.
Подписывайтесь, будет интересно! @new_archaeological_school