Наскальная живопись. Европейский подход

И снова мы будем писать о наскальной живописи. При поддержке раздающего финансирование бюро “Горизонт 2020” последние несколько лет вовсю работают потрясающие проекты о том, как применять сверхсовременные технологии для археологических студий. И самые потрясные визуально, естественно, связаны с наскальной живописью и её отображением для широких масс. Пока мы облизываемся и думаем, а что же можно такого сделать с Каменной Могилой, заодно поведаем о самых ярких примерах таких проектов.

Первый — это HANDPAS. Этот проект — комплекс работ по оцифровке и изучению доисторических отпечатков рук в древних пещерах. Наверняка все сразу вспомнили картинку с огромным количеством красных и чёрных (где-то улыбнулся один Стендаль) рук из пещеры Шове. Так вот, таких пещер в Европе 36, все в Испании, Франции и Италии. Проект задался целью создать подробную базу данных, которая будет описывать каждый из этих отпечатков с точностью снайпера. Ну и заодно оцифровать их для широкой аудитории — слишком широкой, чтобы пролезть в пещеры.
И они делают кучу всего — создают 360 панорамы пещер, по которым можно погулять (например здесь), 3D-модели самих отпечатков, на которые можно посмотреть и покрутить их детально и прочее.
Кстати, спросите Вы, а как они это делают-то? Агаааа, ответим мы, хорошо они делают. Вместо фотограмметрии используют лазерный сканер, это обеспечивает высокую точность и детальность. Сканер покрывает всё пространство вокруг себя огромным количеством лучей (речь идёт о десятках миллионов). Лучи отражаются от поверхности и возвращаются к сканеру. Зная время их путешествия и скорость света, сканер определяет расстояние до объекта. А информацию о цвете он получает из огромного количества снимков специально встроенной камерой. В результате — очень точное отображение того, что мы хотим увидеть (до десятых долей миллиметра).
Кстати, видите на втором фото в синем кружке кальцитовый затек прямо поверх рисунка? Это — основа для датирования уран-ториевым методом. Определив возраст затёка, можно прийти к выводу, что петроглиф как минимум такого же возраста. Это — хорошая основа для определения возраста палеолитических изображений.

Второй проект, о котором стоит сказать пару слов — Pitoti project. Он закончился буквально пару месяцев назад. И что это был за проект! Он посвящен итальянским петроглифам с долины Валькамоника в Италии (мы о ней уже бегло писали). Pitoti — это местное название чего-то вроде кукол. А заодно они так и свои петроглифы называют. А последних тут великое множество, их рисовали долгое время — от неолита до железного века. Ещё с 1960-х эту долину активно описывали местные мудрецы, а вот сейчас они наконец созрели для многочисленных технологий. Помимо модернизированной версии лазерного сканера (который они с присущей итальянцам скромностью называют Pitoti scanner), они собирают огромное количество фотоснимков с помощью фотограмметрии (так же, как мы делали на Каменной Могиле). Чтобы свести данные по всей долине воедино, активно летают беспилотными аппаратами. А все полученные материалы собирают в специально продуманную базу данных. Ну и, конечно, активно обрабатывают 3D и 2D модели всеми доступными современной науке способами. Подробнее настоятельно рекомендую прочесть здесь.

Напоследок ещё два слова об Украине. А вы знали, что нет ни одного опубликованного и содержательного картографического изображения Каменной Могилы, кроме того, что сделал Михаил Рудинский в 1951 году? С тех пор памятник понемногу разрушается, песок убывает, а знание о наскальной живописи, подкрепленное технологически, не прибывает. Ну ладно, сейчас НАШими усилиями и усилиями наших коллег прибывает, но слишком медленно. Вот, например, на днях мы наконец начали делать цифровую карту текущего состояния Каменной Могилы, хотя бы на уровне блоков. Потом и рисунки добавим, и гроты, и в базу данных соберем. Но главное, что мы действительно начали ликвидировать это почти 70-летнее отставание от самих себя. А это очень ободряет.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

3 апреля 2020

Тайная жизнь реставраторов

Короткое интервью с Полиной Петрашиной о превратностях реставрационного быта и о том, что, как и зачем делают реставраторы, отбирающее у археологов честно накопанный материал

Читать полностью
20 марта 2020

Наука и социальные сети. В двух словах

Коротко пишем о том, что нужно делать учёному, чтобы быть адекватно представленным научному сообществу. На что смотреть, куда бежать и в каких соцсетях сидеть? ORCID, Researchgate, Academia и другие способы облегчить учёному жизнь.

Читать полностью
15 февраля 2020

Наукометрия в двух словах. Базы данных и археология

В свете беспорядочной активности МОН разбираем то главное, что нужно знать о наукометрических базах данных, цитировании и принципах их работы

Читать полностью

#НАШ

Больше о наших экспедициях в Instagram.
Подписывайтесь, будет интересно! @new_archaeological_school

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *